ГБОУ Школа №1373 (ОДО №4) группа №1

Педсовет № 4 «Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья детей в соответствии с проектом Государственной программы развития системы образования города Москвы на период 2014-2018 г.г.)» .

                         

 

 

 

 

Педсовет № 4

«Совместная работа педагогов и родителей по укреплениюздоровья детей в соответствии с проектом Государственной программы развития системы образования

города Москвы на период 2014-2018 г.г.)»

 

Консультация для воспитателей:

«Здоровье сберегающие технологии — средство укрепления здоровья детей»

 

 

 

 

 

                        Подготовила воспитатель: Василенко О.А.

                   Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируютсянравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данномвозрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций интеллектуальных способностей дошкольника. Что же такое здоровье?  В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Неоспоримо, что основная задача детскогосада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этогонеобходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Здоровьесберегающая технология – этосистема мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторовобразовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всехэтапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий:

Обеспечить дошкольнику высокий уровеньреального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, и навыков,для ведения здорового образа жизни воспитав у него культуру здоровья. 
Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессесвоей деятельности.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

• Сохранение и укрепление здоровья детейна основе комплексного и системного использования доступных для детского садасредств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежемвоздухе.

• Обеспечение активной позиции детей впроцессе получения знаний о здоровом образе жизни.

• Конструктивное партнерство семьи,педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитиитворческого потенциала.

• Осуществление преемственности междудошкольным образовательным учреждением и школой средствами физическоговоспитания.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

- “Не навреди!”

- Принцип сознательности и активности.

- Принцип непрерывности здоровьесберегающегопроцесса.

- Принцип всестороннего и гармоническогоразвития личности.

- Принцип доступности ииндивидуальности.

- Принцип системного чередованиянагрузок и отдыха.

- Принцип систематичности ипоследовательности.

Виды здоровьесберегающих технологий:

1.     Медико-профuлактические технологии.

2.      Физкультурно-оздоровительные технологии.

3.     Технологии обеспечения социально-психологическогоблагополучия ребенка.

4.     Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагоговдошкольного образования.

5.     Здоровьесберегающие образовательные технологии вдетском саду.

6.     Технологии валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии вдошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножениездоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии смедицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. Кним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровьядошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактическихмероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечениитребований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологиив дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие иукрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательнойактивности и становление физической культуры дошкольников, закаливание,дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия иформирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде(бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физическойактивности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило,осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ вусловиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельныеприемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования вразных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, врежимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогическоговзаимодействия взрослого с ребенком и др.

Технологии обеспечения социально-психологическогоблагополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальноездоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечениеэмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнкав процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализациейданных технологий занимается психолог посредством специально организованныхвстреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования втекущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнеститехнологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развитияребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения издоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленныена развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культурыпрофессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие образовательныетехнологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитаниявалеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель этих технологий - становлениеосознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний оздоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретениевалеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно иэффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологическойсамопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видамтехнологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания иобучения дошкольников.

Ведущий принцип таких технологий – учётличностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учётдетских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходевоспитания и обучения.

Технологии валеологического просвещенияродителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологическойобразованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологическойкомпетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать какнепрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Все здоровьесберегающие технологии можноразделить на три группы:

1.Технологии сохранения и стимулированияздоровья.

2.Технологии обучения здоровому образужизни.

3.Коррекционные технологии.

Технологии сохранения истимулирования здоровья

Динамическиепаузы – во время занятий, 2-5 мин.,по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качествепрофилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз,дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственныйисполнитель: воспитатели.

Подвижныеи спортивные игры – как частьфизкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней ивысокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игрыподбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем еепроведения. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания,воспитатели.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости отсостояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всехвозрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский,Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физическоговоспитания, воспитатели, психолог.

Гимнастикапальчиковая – с младшего возрастаиндивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно сречевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любоеудобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Гимнастикадля глаз – ежедневно по 3-5 мин. влюбое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки смладшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показпедагога. Ответственный исполнитель: все педагоги.

Гимнастикадыхательная – в различных формахфизкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения,педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа передпроведением процедуры. Ответственный исполнитель: все педагоги 
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственныйисполнитель: воспитатели.

Гимнастикакорригирующая – в различных формахфизкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленнойзадачи и контингента детей. Ответственный исполнитель: руководитель физическоговоспитания, воспитатель.

Гимнастикаортопедическая – в различных формахфизкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и вкачестве профилактики болезней опорного свода стопы. Ответственный исполнитель:руководитель физического воспитания, воспитатель.

Ритмика,стретчинг – не раньше чем через 30мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста вфизкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошопроветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям свялой осанкой и плоскостопием.

Ответственный исполнитель: руководительфизического воспитания, воспитатели.

Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путемразвития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена накоррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение»,расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизическихфункций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Технологии использования оздоровительныхсил природы (гимнастика на свежем воздухе, фитотерапия, ароматерапия,витаминотерапия).

Технологии обучения здоровому образужизни:

Физкультурное занятие – 2-3 раза внеделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповойкомнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин.,старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветритьпомещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания,воспитатель.

Проблемно-игровые игротреннинги,игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго нефиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может бытьорганизовано не -заметно для ребенка, посредством включения педагога в процессигровой деятельности. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Коммуникативные игры. Занятия строятсяпо определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы,этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж. В зависимости отпоставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формахфизкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезностьпроцедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своемуорганизму.

Ответственный исполнитель: воспитатели,ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Таким образом, очень важно, чтобы каждаяиз  технологий имела оздоровительнуюнаправленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность витоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни,полноценное и неосложненное развитие.

Создавая условия для оптимального физического и нервно-психического развития в период пребывания ребёнка в детском саду, используя современные здоровье сберегающие технологии в течение всего дня обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.             

22 марта 2018 в 19:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.