ГБОУ Школа №1373 (ОДО №4) группа №1
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Изостудия креативчик"В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессионально - трудовой деятельности одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность. Это качество обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реальностям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию и в конечном счете — самоосуществлению человека. Под креативностью понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей человека со способностями к обучению и интеллектуальными способностями. В творческой активности важную роль играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи и т. п. Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. На волнующий многих родителей вопрос, можно ли их развить, можно ли обучить креативности, психологи отвечают: да. Это связано с тем, что старший дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь проявляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития креативности. Проблема формирования образной креативности является важной и требует глубокого и основательного изучения. Актуальность проблемы определила выбор нашей темы: «Развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста». Основные задачи программы: 1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.3.Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.4.Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца». Количество учебных часов в году 32 в каждой возрастной группе (одно занятие в неделю).
В ходе прохождения 2х летнего курса обучения рисования дети должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков. Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа. Владеть навыками срисовывания. Владеть первичными навыками дизайнерского искусства. Свободно ориентироваться в жанрах живописи. А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисования. Формы проведения итогов реализации образовательной программы.Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах городского уровня. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач. К учебно-методическим изданиямотносятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возрастной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приёмы создания выразительного образа. К наглядно-методическим изданиямотносятся: тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.); дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.); незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.); серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Фили-моновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»). Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.Методологическая основа : последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческих способностей дошкольников. Выделяют работы зарубежных и отечественных исследователей, которые занимались разработанностью темы креативности. В зарубежной психологии Ф. Баррон, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, С. Медник, К. Роджерс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др. В отечественной психологии понятие креативность рассматривали Д.Б. Богоявленская, Я. А. Понамарёва, А. М. Матюшкина, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Е.П. Яковлева, Т.Н. Кожина, М.А. Холодная, В.С. Юркевич и др. Образная креативность включает не только развитое мышление, но и творческие качества индивида. Методологической основой кружка является концепция Дж. Гилфорда. Методики для диагностики результатов. 1) методика Э. Вартега «Круги», 2001г. Цель - изучение показателей творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность). 2) методика «Две линии», Е.П. Ильин, 2009г. Цель - изучение дивергентной продуктивности на образном материале (образная креативность). 3) тест творческого мышления Торренса, 2004г. Цель - изучение образного творческого мышления. Содержание программы "Креативчик" 1. Задачи художественно- творческого развития детей 5-6 лет 2.Перспективное тематическое планирование занятий в старшей группе 3.Задачи художественно- творческого развития детей 6-7 лет 4.Перспективное тематическое планирование занятий в подготовительной к школе группе
Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 летДошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.Исходя из этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало. Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов). Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес, водоём, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны). Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года). Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображенияФормировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера. совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков . 2. Перспективное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе (5-6 лет)
3.Изобразительная деятельность в подготовительной к школе группе Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет.Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру. Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы. Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё представление об историческом прошлом Родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта. Помогать детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность; показать возможность создания сказочных образов (Конька-Горбунка, Русалочки, Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного преобразования образов реальных; Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла. Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (грустный человек или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.). Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания.Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями (например, туристы поднимаются в горы и держатся друг за друга); изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема. Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения. Учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины, широкие движения кистью в коллективной композиции). Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами; совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш). 4. Планирование занятий в подготовительной к школе группе
Билибин И. Русские народные сказки «Белая уточка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Царевна-лягушка» Васнецов Ю. «Три медведя» Л. Толстого, русские народные песенки в обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки» из сборника A. Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» и «Ладушки» Владимирский Л. «Волшебник изумрудного города» Н. ВолковаДемченко .«Сказки-крошки»Дехтерёв Б.«Красная шапочка» Ш. ПерроДубинчик Т.«Жили у бабули» по книге К.Д. Ушинского «Родное слово», альбом для рисования «Помаляка», «Колобок»Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со скалочкой»Конашевич В. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина; «Чудо-дерево», «Путаница» и «Мойдодыр» К. Чуковского; «Золушка» Ш. Перро; «Горшок каши» братьев Гримм; «Сказки» Г.-Х. Андерсена; «Старик-годовик» В. Даля; «Сказ про муравья и великана» Н. Кончаловской; русские волшебные сказки «Ненаглядная красота»; английские детские песенки «Плывёт, плывёт кораблик»; английские народные сказки «Как Джек ходил счастье искать»; французские народные песенки «Сюзон и мотылёк»; польские народные детские песенки «Дедушка Рох»Лебедев В. «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый», «Цирк» и «Мистер Твистер» С. МаршакаМаврина Т. Русская народная сказка «Как у бабушки козёл», книжка-потешка «Плетень», «Сказка о золотом петушке» А. ПушкинаМанухин Я. Былина в обработке А. Нечаева «Микула Селянинович»Орлова Н. Русские народные сказки «Колобок», «Лисичка со скалочкой»,«Лисичка-сестричка и серый волк», «Двенадцать месяцев» С. Маршака Пахомов А. «Азбука» Л. Толстого, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «А что у вас?» С. Михалкова Пивоваров В. «Старушки с зонтиками» Мануэля Лопеса Рачев Е. русские народные сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль», венгерская сказка «Два жадных медвежонка» Репкин П. венгерская сказка «Два жадных медвежонка», «Краденое солнце» К.Чуковского, «Сорока-белобока» Е.Благининой, словацкая сказка «Усолнышка в гостях» Савченко А. русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волшебник Изумрудного города» Н. Волкова) Сутеев В«Слонёнок» Р. Киплинга, «Сказки вкартинках» В. Сутеева, «Кто сказал «мяу?» С. Маршака Токмаков Л. книга шотландских песенок «Крошка Вилли Винки» Федотова М.книги для бесед по картинкам «Гдемы были летом?», «Как мы провожали осень?», «Что мы делали зимой?», «Как мы встречали весну?» Г. Фроловой Чарушин Е. «Медвежата», «Олешки», «Вот они какие», «Тюпа,Томка и сорока» и «Моя первая зоология» Е. Чарушина, «Детки в клетке» С. Маршака, «Лесные разведчики» В. Бианки, «Лягушка-путешественница» Н. Гаршина Чекмарёва И. «Тихие стихи и звонкие песни» В.Петровой, «Один и много» С. Теплюк, «Зайкины истории» 12 апреля 2018 в 11:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.