ГБОУ Школа №1373 (ОДО №4) группа №1

Фрагмент занятия для детей старшего возраста. Тема: «Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

 Фрагмент занятия для детей старшего возраста.

Тема: «Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Воспитатель: Василенко О.А , Прохорова Л.А.

Цель: знакомство с репродукцией картины  В.М. Васнецова «Богатыри» через фольклор.

Ход занятия:

Воспитатель: «Сегодня мы отправимся в удивительный и волшебный мир сказок и былин.

И поможет нам в этом наша картинная галерея.

Сказки и былины появились много веков назад и передавал их народ устно «из уст в уста.

Народ сам творил (создавал, сочинял) сказки, песни, былины и называлось это устным народным творчеством. Или еще каким словом можно назвать народное творчество? (Фольклор).

От каких слов происходит слово «сказка»? (рассказывать, сказывать)

От каких слов происходит слово «былина»? (Быль, было). О ком рассказывали в былинах?  

Подумайте, чем же былина отличается от сказки?

Кто сочинял и сказывал былины?

- «Ходили сказатели по русской земле, сказывали былины о русских богатырях, о их великих подвигах. Обычно гусляры рассказывали былину и подыгрывали себе на гуслях, на русском старинном инструменте.»

 Звучит фрагмент из былины:

«Тут все богатыри, все святорусские

Садились они на добрых коней

И поехали раздольничем  чистым полем…

А со той горы да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец

А то едут ведь богатыри чистым полем

А то едут ведь на добрых конях

И пустился он с горы высокой

И подъехал он к богатырям ко святорусским

Рядом с ними стал…»

Так  и изобразил своих богатырей В. Васнецов в своей картине «Богатыри».

(Рассматриваем репродукцию к картине В.Васнецова «Богатыри»)

Что же делают богатыри в чистом поле? Как вы думаете?

Обратите внимание, что всадники на переднем плане и заняли собой почти все пространство картины.

Как вы думаете, почему художник изобразил именно так богатырей, почти на все полотно?

«Не пропустят врага на свою землю. Мимо них ни зверь не проскользнёт, ни птица не пролетит.» Так и говориться в былине:

«Раз пробегал мимо горностайка, да и тот шубку свою оставил,

Пролетал сокол, перо выронил…»

Стоят на страже земли родной. Оберегают Русь от всякой вражеской силы.

Древняя Русь-это детство России. Именно в те времена и родились народные сказки и былины, которыми теперь все так восхищаются .

Очень увлекался сказками и былинами В.Васнецов. Ещё в детские годы он любил слушать былинные сказы, протяжные и неторопливые, как дорога в степи.

Представлялось юноше как ковыль шумит на ветру, соколы парят в синем небе, раздается глухой конский топот, по-осинному звенит стрела, пущенная из натянутого лука.

«..Не туман, в поле поднимается

Не снега в поле белеют,

Едет Илья Муромец по русской степи…!»

(Звучит муз. Фрагмент «Богатырские ворота»

(Пластически-ритмический этюд «Въезд богатыря-победителя)

С кем сражались наши могучие богатыри?

Были ведь среди их подвигов и сказочные подвиги. Вспомните, какие богатыри сражались со сказочными персонажами?

Какие ещё есть у Васнецова картины, в которых отражены сюжеты из былин?

(показ репродукции «Бой Добрыни Никитича с Змеем Горынычем»

Как вы думаете, почему богатыри такие сильные? А где же источник богатырской силы?

Кто из богатырей пролежал на печи 30 лет и 3 года?

«Странники, калики перехожие подсказали Илье Муромцу, сиднем сидевшему 30 лет и 3 года, как обрести ему могучую силу. Поднесли они ему ковш с родниковой водой и сказали:

«В этом ковше вода всех рек, всех озёр Матушки-Руси. Выпей остаточек. В остаточке всей земли роса с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Выпей – и почувствуешь силу богатырскую»

И вы, ребята, немного устали. А придаст вам силы вот эта водица из подземных источников.

О живительной, волшебной силе воды рассказывается и в сказках. Вспомните, в какой сказке герою помогает живая вода? ( В сказке «Иван –Царевич и серый волк»)

По сюжету этой сказки написана знаменитая картина Васнецова «Иван-Царевич на сером волке». Удивительным образом художник смог в этой картине показать свет и тьму, добро и зло, смелость и мужество, мудрость и красоту.

Кто и или что здесь в картине олицетворяет добро? Кто здесь добрый?

Кто мужественный и смелый?

А кто грустный и печальный на этой картине?

Что в этой картине можно назвать зловещим, таинственным и опасным?

Чтобы ярко выделить в картине волшебную таинственность сказочного леса, художник В.Васнецов среди темных непроходимых деревьев изобразил красивые цветы яблони и белые лилий в болоте.

(стихотворение И. Сурикова « И начну у бабки сказки я просить..»)

Рано или поздно сказка заканчивается. Нам приходиться расставаться с её героями, с волшебным сказочным миром,. Но мы всегда можем вернуться в этот сказочный мир, как только откроем книгу, увидим картину или услышим музыку.

«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно…»

30 марта 2023 в 00:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.