ГБОУ Школа №1373 (ОДО №4) группа №1

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Почемучки» для детей 4-7 лет.

 Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Актуальность программы

Дети по своей природе очень любознательны - это настоящие исследователи мира!

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Как устроен этот мир? Почему происходят те или иные природные явления?

Помочь найти ответы на эти и многие другие вопросы экспериментальным пут м и с опорой на элементарные знания биологии, природоведения, географии, физики, астрономии и химии поможет герой популярных детских энциклопедий Чевостик.

Основоположник классической педагогики Ян Коменский справедливо считал, что «дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Полученные знания дети смогут сохранить в продуктах (предметах, поделках) экспериментально-познавательной деятельности в технике оригами, барельефа, пластилинографии, аппликации, различных макетах, играх.

Отличительная особенность данной программы – это е соединение с продуктивной деятельностью, чтобы детям интереснее и легче усваивались полученные знания.

Итак, польза познавательно-экспериментальных занятий заключается в:

расширении кругозора;

повышении познавательного интереса;

овладение представлениями и элементарными знаниями;

развитии мелкой моторики;

развитии навыков общения, эмоционально-волевой сферы и психических качеств: умения слушать и воспринимать информацию, внимания, памяти, мышления;

воспитании основ экологической культуры. Цель реализации программы: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи реализации программы: 1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. 2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов. 3. Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение. Категория учащихся: старший дошкольный возраст (4-7 лет) Форма обучения: групповая. Режим занятий: 2 раза в неделю (по 1 часу) Срок реализации программы: 29,5 недель (59 часов)

Планируемые результаты: 1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения. 2. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы. 3. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. 4. Рост уровня любознательности, наблюдательности. К концу года обучения воспитанник должен знать: 1. Элементарные научные сведения о смене врем н года и характерных особенностях, присущих данному периоду; 2. О свойствах веществ: вода, воздух, камни, песок, бумага, ткань, цвет; 3. О здоровом питании и витаминах; 4. Модель и портрет Земли, значение и роль цвета на глобусе и карте (как условного обозначения); о природных и климатических зонах Земли, о полезных ископаемых; 5. Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдения за движением Солнца и Луны, рассказы о вращении планет вокруг Солнца, с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями; 6.Элементарные научные сведения о некоторых физических явлениях (магнетизм, сила трения, капиллярность, инерция и т. д.) 7.О распространении звука в воздухе, воде, твердых телах, отражение звука – эхо; правила техники безопасности при проведении физических опытов; 8. О развитии и росте растительного и животного мира, эволюции. Уметь: 1. Экспериментировать с магнитом, лупой;

2.Распознавать звуки с закрытыми глазами. 3. Отвечать на вопросы познавательного характера с опорой на полученные знания. Навыки: 1.Работать с различными материалами; 2.Работать с различными инструментами. 3.Организация обстановки для организации экспериментирования с помощью взрослого. Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. Учебный (тематический) план Все занятия строятся с уч том теории из различных предметных дисциплин, практики и продуктивной деятельности.

П/№

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

1

«Осенний калейдоскоп»

6

Педагогическое наблюдение, дидактические игры, беседа.

2

«Чудеса из нашей кухни»

4

Педагогическое наблюдение, дидактические игры, беседа.

3

«Тайна Витаминов»

6

Педагогическое наблюдение, дидактические игры, беседа.

4

Квест-игра «Холодное сердце»

4

Педагогическое наблюдение, дидактические игры, беседа.

5

«Загадки Деда Мороза»

5

Педагогическое

наблюдение, дидактические игры, беседа.

6

«В мире животных»

10

Педагогическое наблюдение, дидактические игры, беседа.

7

«Ты, да я, да мы с тобой»

9

Педагогическое наблюдение, дидактические игры, беседа.

8

«В мире сказок и мультфильмов»

9

Педагогическое наблюдение, дидактические игры, беседа.

9

«Морские приключения»

4

Педагогическое наблюдение, дидактические игры, беседа.

10

«У природы нет плохой погоды»

2

Педагогическое наблюдение, дидактические игры, беседа.

2.2. Содержание изучаемого материала

Раздел 1. «Осенний калейдоскоп»

Цель: Сформировать представление об изменениях в растительном мире осенью.

Тема 1.1. «Игра красок осени. Свойства растворения цвета в жидкостях (вода, молоко)»

Тема 1.2. «Почему листья меняют цвет? Пигментация листа»

Тема 1.3. «Листопад: почему опадают листья? Строение дерева»

Тема 1.4. «Как растения пьют воду?»

Тема 1.5. «Опавшая листва – не мусор! Свойства воздуха»

Тема 1.6. «Танцующие листья. Статическое электричество»

Раздел 2. «Чудеса из нашей кухни»

Цель: Расширять представления о многообразии веществ в природе, их роли для жизни растительного и животного мира и человека.

Тема 2.1. «Крахмал и фотосинтез»

Тема 2.2. «Приключения картофеля. Получение крахмала из картофеля»

Тема 2.3. «Свойства крахмала»

Тема 2.4. «Ньютоновская жидкость»

Раздел 3. «Тайна Витаминов»

Цель: Сформировать представление об основных витаминах, их свойствах и роли в жизни здоровья человека.

Тема 3.1. «Железо или Тайна Железного Дровосека»

Тема 3.2. «Витамин А или Тайна гномов»

Тема 3.3. «Витамин В или Тайна Яйца»

Тема 3.4. «Витамин С или Тайная сила лимона»

Тема 3.5. «Витамин Д или Тайна рыбы-солнца»

Тема 3.6. «Пирамида здоровья»

Раздел 4. Квест-игра «Холодное сердце»

Цель: Расширить и углубить знания детей о воде и воздухе.

Тема 4.1. «Загадка Олафа: агрегатные свойства воды»

Тема 4.2. «Сила Эльзы: выращиваем кристаллы»

Тема 4.3. «В поисках Анны»

Тема 4.4. «Танец сест р»

Раздел 5. «Загадки Деда Мороза»

Цель: Сформировать представления детей о снеге, растворимости разных веществ в воде, терморегуляции, силе трения, давлении, кристаллах и аморфных веществах.

Тема 5.1. «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шуба?»

Тема 5.2. «Почему растаяла Снегурочка?»

Тема 5.3. «Фокусы с водой»

Тема 5.4. «Если снежинка не растает, когда часы 12 бьют…»

Тема 5.5. «Почему сани едут сами?»

Раздел 6. «В мире животных»

Цель: Сформировать представления детей о многообразном мире животных, особенностях их обитания и жизнедеятельности в зависимости от климатических условий.

Дать первоначальные знания о физическом явлении - равновесии.

Закрепить полученные ранее представления о веществах и свойствах предметов.

Тема 6.1. «В поисках динозавров»

Тема 6.2. «Почему исчезли динозавры и как изменилась жизнь на Земле?»

Тема 6.3. «Все ли животные умеют плавать! или Свойства жира»

Тема 6.4. «Почему жирафы не умеют плавать? или Что такое равновесие?»

Тема 6.5. «Животные Арктики и Антарктики. или Понятие о теплопроводимости»

Тема 6.6. «Животные жарких стран. или Как спастись от жары?»

(О конвекции в жидкостях и об излучении)

Тема 6.7. «Хищники и травоядные»

Тема 6.8. «Наши милые питомцы! или Что дают людям домашние животные?»

Тема 6.9. «Животные-«сони»

Тема 6.10. «Необычные животные на планете: в ч м их уникальность?»

Раздел 7 «Ты, да я, да мы с тобой»

Цель: Сформировать знания детей о строении организма человека, о его органах чувств и эмоциях.

Тема 7.1. «Представление о человеке – строение человека: скелет»

Тема 7.2. «Представление о человеке – строение человека: мышцы»

Тема 7.3. «Представление о человеке – строение человека: кровеносная система»

Тема 7.4. «Представление о человеке – строение человека: кожа»

Тема 7.5. «Представление о человеке – органы чувств: зрение»

Тема 7.6. «Представление о человеке – органы чувств: слух»

Тема 7.7. «Представление о человеке – органы чувств: обоняние»

Тема 7.8. «Представление о человеке – органы чувств: вкус»

Тема 7.9. «Представление о человеке – эмоции»

Раздел 8. «В мире сказок и мультфильмов»

Цели: Сформировать знания детей о физических свойствах: магнетизме, упругости, силе тяжести, инерции, о сопротивлении воздуха и силе звука. Расширить знания о свойствах воды (фильтрация) и воздуха.

Дать начальные представления о Солнечной системе и смене врем н года, о созвездиях и магнитной силе Земли.

Тема 8.1. «Золушка. Волшебные свойства магнитов»

Тема 8.2. «Курочка Ряба. Золотое яйцо. Об упругости»

Тема 8.3. «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили. Почему происходи смена врем н года и дня и ночи?»

Тема 8.4. «Красная Шапочка. История Звездоч та»

Тема 8.5. «Сестрица Ал нушка и братец Иванушка: Вода живая и м ртвая. Фильтрация воды»

Тема 8.6. «Почему укатился Колобок? О силе тяжести и инерции»

Тема 8.7. «Летучий корабль. О подъ мной силе и сопротивлении воздуха»

Тема 8.8. «Винни-Пух и все-все-все. Какие бывают воздушные шары?»

Тема 8.9. «Как Льв нок и Черепаха пели песню. О силе звука»

Раздел 9. «Морские приключения»

Цели: Сформировать начальные представления, расширить и обобщить знания о свойствах воды, песка, камней и минералов.

Тема 9.1. «Почему корабль не тонет? О законе Архимеда»

Тема 9.2. «Корабли: что приводит их в движение?»

Тема 9.3. «Подводная лодка и выталкивающая сила воды»

Тема 9.4. «Что на дне моря? Свойства камней и песка»

Раздел 10. «У природы нет плохой погоды»

Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о свойствах воды. Расширить представления о свойствах бумаги.

10.1. «Белые корабли по небу плывут: Как образуются облака?»

10.2. Ни капли, ни капли дождя не боимся! О капиллярности»

2.3. Календарный тематический план (Приложение 1)

Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-технические условия реализации Программы

1. Кабинет.

2. ТСО: мультимедийное оборудование

3. Оборудование для детского экспериментирования: компас, магниты, лупы, зеркала разного размера, формы; измерительные приборы: часы разного вида, весы, линейки, мерные стаканчики, термометры; предметы-посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы), предметы из разных материалов (бумаги, дерева, железа, пластмассы); оборудование для элементарных опытов (пипетки, баночки, ложки)

4. Глобус, карты географические и карта зв здного неба

5. Маркерная доска, маркеры

6. Кисти, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисования

7. иллюстративный материал по темам, детская картотека опытов

8. Дневники наблюдений, схемы

3.2. Учебно – методическое и информационное обеспечение Программы

Нормативные акты

1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ),

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р,

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14),

5. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30).

6. Учебный план дополнительного образования ГБОУ Школа 2072 на 2018-2019 учебный год.

Литература

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.

4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста»

10. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

11. Рыжова Н. «Игры с водой и песком»

12. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»

13. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.

Интернет-ресурсы.

2 апреля 2023 в 16:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.